Организация образовательного процесса

Образовательная деятельность по основной образовательной программе дошкольного образования проводится  в течение всего времени пребывания детей в Детском саду.

 

В образовательном процессе используется интегрированный подход, который позволяет гибко реализовывать в режиме дня различные виды детской деятельности. Воспитательно-образовательный процесс предусматривает как организованные педагогами совместно с детьми (основная образовательная деятельность, досуги и развлечения, кружки) формы детской деятельности, так и самостоятельную деятельность детей.

 

Режим дня воспитанников ДОУ, учебный план и календарный учебный график разрабатываются с учётом требований Санитарных правил СП 2.4. 3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодёжи» (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 № 28).

Режим дня воспитанников на 2025-2026 учебный год

Учебный план организованной образовательной деятельности на_2025-2026_учебный год

Расписание организованной образовательной деятельности на 2025-2026 учебный год

 

Для детей раннего возраста (от 1,5 до 3 лет) длительность непрерывной образовательной нагрузки не более 10 минут. Допускается осуществлять образовательную деятельность в первую и вторую половину дня (по 8-10 минут). Допускается осуществлять образовательную деятельность на игровой площадке во время прогулки.

 

Продолжительность непрерывной непосредственно образовательной деятельности для детей дошкольного возраста:

  • от 3 до 4 лет – не более 15 минут;
  • от 4 до 5 лет – не более 20 минут,
  • от 5 до 6 лет – не более 25 минут,
  • от 6 до 7 лет – не более 30 минут.

 

Максимально допустимый объём образовательной нагрузки в первой половине дня:

  • в младшей и средней группах не превышает 30 и 40 минут соответственно,
  • в старшей и подготовительной группах – 45 минут и 1,5 часа соответственно. 

 

В середине времени, отведённого на непрерывную образовательную деятельность, проводятся физкультурные минутки. Перерывы между периодами непрерывной образовательной деятельности – не менее 10 минут.

 

Образовательная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста осуществляется также во второй половине дня после дневного сна. Её продолжительность составляет не более 25 – 30 минут в день. В середине организованной образовательной деятельности статического характера проводятся физкультурные минутки.

 

Образовательная деятельность, требующая повышенной познавательной активности и умственного напряжения детей, организуется в первую половину дня. Форма организации занятий в группах общеразвивающей направленности (дошкольный возраст) – фронтальные и подгрупповые; в группах раннего возраста – подгрупповые (кроме музыкального).

 

Формы организации обучения

Важной особенностью организации образовательного процесса в Детском саду на современном этапе является включение эффективных форм работы с детьми с использованием информационно-коммуникационных технологий, проектной деятельности, игровых и проблемно-обучающих ситуаций в рамках интеграции образовательных областей.

 

В ДОУ используются фронтальные, подгрупповые, индивидуальные формы образовательной деятельности.

 

Фронтальная    форма организации обучения. Работа со всей группой, четкое расписание, единое содержание.   

 

Подгрупповая форма организации обучения (индивидуально-коллективная). Группа делится на подгруппы.  Основания для комплектации: личная симпатия, общность интересов, но не по уровням развития. 

 

Индивидуальная форма организации обучения позволяет индивидуализировать обучение (содержание, методы, средства)

 

Основной формой организации обучения в Детском саду является непосредственно образовательная деятельность (НОД). 

 

В режиме дня каждой группы определяется время проведения НОД, в соответствии с «Санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» (Раздел XI. Требования к приему детей в дошкольные образовательные организации, режиму дня и организации воспитательно-образовательного процесса)

 

НОД организуются по всем направлениям воспитательно-образовательной работы с детьми:

  • ознакомлению с окружающим,
  • развитию речи,
  • музыкальному воспитанию,
  • изобразительной деятельности,
  • конструированию,
  • формированию элементарных математических представлений,
  • по физической культуре.

 

В повседневной жизни обучение осуществляется с использованием разных видов деятельности и форм организации детей. Среди них:

  • прогулка, включающая в себя: наблюдения за природой, окружающей жизнью, подвижные игры, труд в природе и на участке, самостоятельную игровую деятельность,
  • экскурсии;
  • игры: сюжетно-ролевые; дидактические игры; игры-драматизации, подвижные игры,
  • дежурство детей по столовой, на занятиях;
  • труд: коллективный, хозяйственно-бытовой, труд в уголке природы, художественный труд;
  • развлечения, праздники;
  • экспериментирование;
  • проектная деятельность;
  • чтение художественной литературы;
  • беседы;
  • показ кукольного театра;
  • вечера досугов.

 

В ДОУ выделено специальное время в процессе проведения режимных моментов для организации индивидуальной работы с детьми. Содержанием обучения в этом случае являются следующие виды деятельности:

  • предметно-игровая,
  • трудовая,
  • физкультурно-спортивная,
  • продуктивная,
  • общение,
  • сюжетно-ролевые и другие игры, которые могут быть источником и средством обучения.

Организация онлайн-образования в ДОУ с использованием дистанционных технологий

Федеральный закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29.12.2012 в статье 16 «Реализация образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий» раскрывает суть понятия «дистанционные образовательные технологии» в общем и высшем образовании:

«Под дистанционными образовательными технологиями понимаются образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационно-телекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии обучающихся и педагогических работников. Организации, осуществляющие образовательную деятельность, вправе применять дистанционные образовательные технологии при реализации образовательных программ».

 

В законе упоминается общее и высшее образование, но на современном этапе Онлайн-обучение оказалось недостающим звеном и в образовательной деятельности ДОУ. Этому есть несколько причин. Среди них:

  • тенденция к послаблению требований к родителям как законным представителям обучающихся (возможность свободного посещения образовательного учреждения детьми, замены основных занятий дополнительными, разрешение в течение длительного времени не посещать детский сад без справки), 
  • приём в ДОУ детей с ОВЗ, часто не посещающих детский сад в связи с основным заболеванием;
  • пандемия COVID, повлекшая за собой длительную изоляцию.

Но в соответствии с законом об образовании ДОУ обязано предоставить обучающимся полный комплект образовательных услуг. Решение данной задачи — организация образовательной деятельности с использованием дистанционных технологий.

С марта 2020 года в корпоративном аккаунте ДОУ на Google была организована образовательная деятельность на цифровой учебной платформе для дистанционного обучения  Google Classroom.

Основные преимущества Google Classroom в том¸что он:

  • позволяет хранить большое количество обучающих материалов (безлимит дискового пространства);
  • даёт возможность самостоятельного наполнения контента;
  • интуитивно понятен и прост в обслуживании.

На данной платформе были созданы классы для каждой возрастной группы. В классах педагоги размещали матералы в соответствии с сеткой занятий и комплексно-тематическим планом. Среди них:

  • конспекты занятий с пояснениями для родителей;
  • скан-копии заданий в тетрадях;
  • литературный материал;
  • видео-занятия узких специалистов;
  • занятия бесплатных кружков;
  • консультации для родителей;
  • материалы для организации проектов, акций, тематических мероприятий.

В организации образовательной деятельности активно используются видео-сеансы в конференц-зале Google Meet.  Актуально направление «Мы вместе»: коференцзал объединяет ребёнка, находящегося дома, с группой детей в детском саду для совместного проведения занятий, режимных моментов и мероприятий в совместной деятельности, таких, как утренняя гимнастика, утренний круг, чтение художественной литературы, занятие кружка и т.д. Ребёнок не только не отстаёт от программы, но и не испытывает чувства оторванности от детского коллектива.

В перспективе планируется создание на официальном сайте ДОУ и профессиональных сайтах педагогов раздела «Дистанционное обучение», где будет размещаться актуальная информация по организации и внедрению онлайн-образования в ДОУ.