Образовательная деятельность по основной образовательной программе дошкольного образования проводится в течение всего времени пребывания детей в Детском саду.
В образовательном процессе используется интегрированный подход, который позволяет гибко реализовывать в режиме дня различные виды детской деятельности. Воспитательно-образовательный процесс предусматривает как организованные педагогами совместно с детьми (основная образовательная деятельность, досуги и развлечения, кружки) формы детской деятельности, так и самостоятельную деятельность детей.
Режим дня воспитанников ДОУ, учебный план и календарный учебный график разрабатываются с учётом требований Санитарных правил СП 2.4. 3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодёжи» (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 № 28).
Режим дня воспитанников на 2025-2026 учебный год
Учебный план организованной образовательной деятельности на_2025-2026_учебный год
Расписание организованной образовательной деятельности на 2025-2026 учебный год
Для детей раннего возраста (от 1,5 до 3 лет) длительность непрерывной образовательной нагрузки не более 10 минут. Допускается осуществлять образовательную деятельность в первую и вторую половину дня (по 8-10 минут). Допускается осуществлять образовательную деятельность на игровой площадке во время прогулки.
Продолжительность непрерывной непосредственно образовательной деятельности для детей дошкольного возраста:
- от 3 до 4 лет – не более 15 минут;
- от 4 до 5 лет – не более 20 минут,
- от 5 до 6 лет – не более 25 минут,
- от 6 до 7 лет – не более 30 минут.
Максимально допустимый объём образовательной нагрузки в первой половине дня:
- в младшей и средней группах не превышает 30 и 40 минут соответственно,
- в старшей и подготовительной группах – 45 минут и 1,5 часа соответственно.
В середине времени, отведённого на непрерывную образовательную деятельность, проводятся физкультурные минутки. Перерывы между периодами непрерывной образовательной деятельности – не менее 10 минут.
Образовательная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста осуществляется также во второй половине дня после дневного сна. Её продолжительность составляет не более 25 – 30 минут в день. В середине организованной образовательной деятельности статического характера проводятся физкультурные минутки.
Образовательная деятельность, требующая повышенной познавательной активности и умственного напряжения детей, организуется в первую половину дня. Форма организации занятий в группах общеразвивающей направленности (дошкольный возраст) – фронтальные и подгрупповые; в группах раннего возраста – подгрупповые (кроме музыкального).
Формы организации обучения
Важной особенностью организации образовательного процесса в Детском саду на современном этапе является включение эффективных форм работы с детьми с использованием информационно-коммуникационных технологий, проектной деятельности, игровых и проблемно-обучающих ситуаций в рамках интеграции образовательных областей.
В ДОУ используются фронтальные, подгрупповые, индивидуальные формы образовательной деятельности.
Фронтальная форма организации обучения. Работа со всей группой, четкое расписание, единое содержание.
Подгрупповая форма организации обучения (индивидуально-коллективная). Группа делится на подгруппы. Основания для комплектации: личная симпатия, общность интересов, но не по уровням развития.
Индивидуальная форма организации обучения позволяет индивидуализировать обучение (содержание, методы, средства)
Основной формой организации обучения в Детском саду является непосредственно образовательная деятельность (НОД).
В режиме дня каждой группы определяется время проведения НОД, в соответствии с «Санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» (Раздел XI. Требования к приему детей в дошкольные образовательные организации, режиму дня и организации воспитательно-образовательного процесса)
НОД организуются по всем направлениям воспитательно-образовательной работы с детьми:
- ознакомлению с окружающим,
- развитию речи,
- музыкальному воспитанию,
- изобразительной деятельности,
- конструированию,
- формированию элементарных математических представлений,
- по физической культуре.
В повседневной жизни обучение осуществляется с использованием разных видов деятельности и форм организации детей. Среди них:
- прогулка, включающая в себя: наблюдения за природой, окружающей жизнью, подвижные игры, труд в природе и на участке, самостоятельную игровую деятельность,
- экскурсии;
- игры: сюжетно-ролевые; дидактические игры; игры-драматизации, подвижные игры,
- дежурство детей по столовой, на занятиях;
- труд: коллективный, хозяйственно-бытовой, труд в уголке природы, художественный труд;
- развлечения, праздники;
- экспериментирование;
- проектная деятельность;
- чтение художественной литературы;
- беседы;
- показ кукольного театра;
- вечера досугов.
В ДОУ выделено специальное время в процессе проведения режимных моментов для организации индивидуальной работы с детьми. Содержанием обучения в этом случае являются следующие виды деятельности:
- предметно-игровая,
- трудовая,
- физкультурно-спортивная,
- продуктивная,
- общение,
- сюжетно-ролевые и другие игры, которые могут быть источником и средством обучения.
Организация онлайн-образования в ДОУ с использованием дистанционных технологий
Федеральный закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29.12.2012 в статье 16 «Реализация образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий» раскрывает суть понятия «дистанционные образовательные технологии» в общем и высшем образовании:
«Под дистанционными образовательными технологиями понимаются образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационно-телекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии обучающихся и педагогических работников. Организации, осуществляющие образовательную деятельность, вправе применять дистанционные образовательные технологии при реализации образовательных программ».
В законе упоминается общее и высшее образование, но на современном этапе Онлайн-обучение оказалось недостающим звеном и в образовательной деятельности ДОУ. Этому есть несколько причин. Среди них:
- тенденция к послаблению требований к родителям как законным представителям обучающихся (возможность свободного посещения образовательного учреждения детьми, замены основных занятий дополнительными, разрешение в течение длительного времени не посещать детский сад без справки),
- приём в ДОУ детей с ОВЗ, часто не посещающих детский сад в связи с основным заболеванием;
- пандемия COVID, повлекшая за собой длительную изоляцию.
Но в соответствии с законом об образовании ДОУ обязано предоставить обучающимся полный комплект образовательных услуг. Решение данной задачи — организация образовательной деятельности с использованием дистанционных технологий.
С марта 2020 года в корпоративном аккаунте ДОУ на Google была организована образовательная деятельность на цифровой учебной платформе для дистанционного обучения Google Classroom.
Основные преимущества Google Classroom в том¸что он:
- позволяет хранить большое количество обучающих материалов (безлимит дискового пространства);
- даёт возможность самостоятельного наполнения контента;
- интуитивно понятен и прост в обслуживании.
На данной платформе были созданы классы для каждой возрастной группы. В классах педагоги размещали матералы в соответствии с сеткой занятий и комплексно-тематическим планом. Среди них:
- конспекты занятий с пояснениями для родителей;
- скан-копии заданий в тетрадях;
- литературный материал;
- видео-занятия узких специалистов;
- занятия бесплатных кружков;
- консультации для родителей;
- материалы для организации проектов, акций, тематических мероприятий.
В организации образовательной деятельности активно используются видео-сеансы в конференц-зале Google Meet. Актуально направление «Мы вместе»: коференцзал объединяет ребёнка, находящегося дома, с группой детей в детском саду для совместного проведения занятий, режимных моментов и мероприятий в совместной деятельности, таких, как утренняя гимнастика, утренний круг, чтение художественной литературы, занятие кружка и т.д. Ребёнок не только не отстаёт от программы, но и не испытывает чувства оторванности от детского коллектива.
В перспективе планируется создание на официальном сайте ДОУ и профессиональных сайтах педагогов раздела «Дистанционное обучение», где будет размещаться актуальная информация по организации и внедрению онлайн-образования в ДОУ.
