Образовательная деятельность по основной образовательной программе дошкольного образования проводится в течение всего времени пребывания детей в ДОУ.
Форма организации обучения — это способ организации обучения, который осуществляется в определенном порядке и режиме.
Формы различаются:
- по количественному составу участников,
- характеру взаимодействия между ними,
- способам деятельности,
- месту проведения.
В ДОУ используются фронтальные, групповые, индивидуальные формы образовательной деятельности.
Фронтальная форма организации обучения. Работа со всей группой, четкое расписание, единое содержание.
Групповая форма организации обучения (индивидуально-коллективная). Группа делится на подгруппы. Основания для комплектации: личная симпатия, общность интересов, но не по уровням развития.
Индивидуальная форма организации обучения позволяет индивидуализировать обучение (содержание, методы, средства)
Основной формой организации обучения в дошкольном образовательном учреждении является непосредственно образовательная деятельность (НОД).
В режиме дня каждой группы определяется время проведения НОД, в соответствии с «Санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» (Раздел XI. Требования к приему детей в дошкольные образовательные организации, режиму дня и организации воспитательно-образовательного процесса)
НОД организуются по всем направлениям воспитательно-образовательной работы с детьми:
- по ознакомлению с окружающим,
- по развитию речи,
- по музыкальному воспитанию,
- изобразительной деятельности,
- конструированию,
- формированию элементарных математических представлений,
- по физической культуре.
В ДОУ проводятся следующие занятия (классификация С.А. Козловой)
В соответствии с дидактической задачей
- Занятия усвоения новых знаний, умений.
- Занятия закрепления ранее приобретенных знаний и умений.
- Занятия творческого применения знаний и умений.
- Занятия, на которых одновременно решается несколько задач.
В соответствии с содержанием знаний (раздел обучения)
- Классические занятия по разделам обучения.
- Интегрированные (направленные на раскрытие целостной сущности определенной темы средствами разных видов деятельности, которые объединяются в широком информационном поле занятия через взаимное проникновение и обогащение [Н. Гавриш / 1, с. 22]).
- Комплексные (направленные на разностороннее раскрытие сущности определенной темы средствами разных видов деятельности, которые последовательно меняют друг друга [Н. Гавриш / 1, с. 22]).
НОД в ДОУ проводятся с учётом гигиенических, дидактических, организационных требований
Гигиенические требования:
- непосредственно образовательная деятельность проводится в чистом проветренном, хорошо освещенном помещении;
- воспитатель, постоянно следит за правильностью позы ребенка;
- не допускает переутомления детей на занятиях;
- предусматривает чередование НОД различной степени подвижности;
- предусматривает чередование различных видов деятельности на протяжении одного занятия.
Дидактические требования
- точное определение образовательных задач НОД, ее места в общей системе образовательной деятельности;
- творческое использование при проведении НОД всех дидактических принципов в единстве;
- определение оптимального содержания НОД в соответствии с Программой и уровнем подготовки детей;
- выбор наиболее рациональных методов и приемов обучения в зависимости от дидактической цели НОД;
- обеспечение познавательной активности детей и развивающего характера НОД, рациональное соотношение словесных, наглядных и практических методов с целью занятия;
- использование в целях обучения дидактических игр (настольно-печатные, игры с предметами, сюжетно-дидактические, игры-инсценировки), словесных и игровых приемов, дидактического материала;
- систематический контроль за качеством усвоения знаний, умений и навыков.
Организационные требования
- иметь в наличие продуманный план проведения НОД;
- четко определить цель и дидактические задачи НОД;
- грамотно подбирать и рационально использовать различные средства обучения, в том число ТСО, ИКТ;
- поддерживать необходимую дисциплину и организованность детей при проведении НОД.
- не смешивать процесс обучения с игрой, т.к. в игре ребенок в большей мере овладевает способами общения, осваивает человеческие отношения.
- НОД в ДОУ не должна проводиться по школьным технологиям;
- НОД следует проводить в определенной системе, связывать их с повседневной жизнью детей (знания, полученные на занятиях, используются в свободной деятельности);
- использовать в образовательном процессе интегрированные и комплексные занятия, что позволит сделать процесс обучения осмысленным и интересным для детей.
В повседневной жизни обучение осуществляется с использованием разных видов деятельности и форм организации детей. Среди них:
- прогулка, включающая в себя: наблюдения за природой, окружающей жизнью, подвижные игры, труд в природе и на участке, самостоятельную игровую деятельность,
- экскурсии;
- игры: сюжетно-ролевые; дидактические игры; игры-драматизации, подвижные игры,
- дежурство детей по столовой, на занятиях;
- труд: коллективный, хозяйственно-бытовой, труд в уголке природы, художественный труд;
- развлечения, праздники;
- экспериментирование;
- проектная деятельность;
- чтение художественной литературы;
- беседы;
- показ кукольного театра;
- вечера досугов.
В ДОУ выделено специальное время в процессе проведения режимных моментов, для организации индивидуальной работы с детьми. Содержанием обучения в этом случае являются следующие виды деятельности:
- предметно-игровая,
- трудовая,
- физкультурно-спортивная,
- продуктивная,
- общение,
- сюжетно-ролевые и другие игры, которые могут быть источником и средством обучения.
Организация онлай-образования в ДОУ с использованием дистанционных технологий
Федеральный закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29.12.2012 в статье 16 «Реализация образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий» раскрывает суть понятия «дистанционные образовательные технологии» в общем и высшем образовании:
«Под дистанционными образовательными технологиями понимаются образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационно-телекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии обучающихся и педагогических работников. Организации, осуществляющие образовательную деятельность, вправе применять дистанционные образовательные технологии при реализации образовательных программ».
В законе упоминается общее и высшее образование, но на современном этапе Онлайн-обучение оказалось недостающим звеном и в образовательной деятельности ДОУ. Этому есть несколько причин. Среди них:
- тенденция к послаблению требований к родителям как законным представителям обучающихся (возможность свободного посещения образовательного учреждения детьми, замены основных занятий дополнительными, разрешение в течение длительного времени не посещать детский сад без справки),
- приём в ДОУ детей с ОВЗ, часто не посещающих детский сад в связи с основным заболеванием;
- пандемия COVID, повлекшая за собой длительную изоляцию.
Но в соответствии с законом об образовании ДОУ обязано предоставить обучающимся полный комплект образовательных услуг. Решение данной задачи — организация образовательной деятельности с использованием дистанционных технологий.
С марта 2020 года в корпоративном аккаунте ДОУ на Google была организована образовательная деятельность на цифровой учебной платформе для дистанционного обучения Google Classroom.
Основные преимущества Google Classroom в том¸что он:
- позволяет хранить большое количество обучающих материалов (безлимит дискового пространства);
- даёт возможность самостоятельного наполнения контента;
- интуитивно понятен и прост в обслуживании.
На данной платформе были созданы классы для каждой возрастной группы. В классах педагоги размещали матералы в соответствии с сеткой занятий и комплексно-тематическим планом. Среди них:
- конспекты занятий с пояснениями для родителей;
- скан-копии заданий в тетрадях;
- литературный материал;
- видео-занятия узких специалистов;
- занятия бесплатных кружков;
- консультации для родителей;
- материалы для организации проектов, акций, тематических мероприятий.
В организации образовательной деятельности активно используются видео-сеансы в конференц-зале Google Meet. Актуально направление «Мы вместе»: коференцзал объединяет ребёнка, находящегося дома, с группой детей в детском саду для совместного проведения занятий, режимных моментов и мероприятий в совместной деятельности, таких, как утренняя гимнастика, утренний круг, чтение художественной литературы, занятие кружка и т.д. Ребёнок не только не отстаёт от программы, но и не испытывает чувства оторванности от детского коллектива.
В перспективе планируется создание на официальном сайте ДОУ и профессиональных сайтах педагогов раздела «Дистанционное обучение», где будет размещаться актуальная информация по организации и внедрению онлайн-образования в ДОУ.