Заместитель заведующего по ВМР Старчикова Лариса Севериновна
Тезисно о впечатлившем
Форум в лицах
1 кадр
Итак, 20 августа 2018 года. Москва, CROKUS SITI HALL
Всероссийский форум работников дошкольного образования «Ориентиры детства» — событие национального значения!
2 кадр
3 кадр
Он собрал более 3000 педагогов со всей России и лучших деятелей отрасли.
Миссия форума – дать педагогам мотивацию и актуальные практические знания для работы с современными детьми.
4 кадр
— Представители органов образования рассказали о конкретных шагах государства, направленных на решение существующих проблем и развитие дошкольного образования.
— Профессионалы дошкольного образования и не только, дали актуальные знания, необходимые педагогу в повседневной работе.
— Профессиональные бизнес-тренеры помогли педагогам ощутить важность своей профессии, зарядиться энергией для продуктивной работы и успешной жизни.
В конце мероприятия участники форума приняли манифест воспитателей России. В этом документе профессиональное сообщество впервые масштабно обозначило свой взгляд на проблемы дошкольного образования.
Каждому из нас была выдана книга участника, в которой мы записывали ключевые идеи каждого выступления и свои мысли о них.
5 кадр
Выступающие раскрывали своё видение решения задач, поставленных президентом в Майских в своём послании Федеральному собранию в виде новых Майских указов,
6 кадр
решение которых выпадает на ДЕСЯТИЛЕТИЕ ДЕТСТВА, 2018 – 2027 гг
7 кадр
О майских указах
Итак, тезисы
8 кадр
Людмила Дудова выразила обеспокоенность кадровым вопросом:
— одного воспитателя мало;
— нужен психолог, логопед (инклюзия);
— педагоги дополнительного образования – через налаживание внешних связей.
Но в итоге было сказано, что всё же лучший воспитатель – это универсальный воспитатель: 3 в одном: воспитатель, психолог и логопед.
Повышение квалификации – непрерывное обучение. О чём говорил ещё великий Ленин.
9 кадр
Вопрос о крайней необходимости психологической ниши в штате ДОУ поднял Юрий Зинченко. Причина: повышение напряжённости образования и инклюзия. И здесь главное – постоянное повышение квалификации специалистов.
10 кадр
Аркадий Цукер – бизнестренер
Тему постоянного саморазвития продолжил Аркадий Цукер.
Мы – поколение переходного периода. Мы привыкли обходиться одним образованием. Но фраза «На мой век хватит» для современной жизни не подходит. За наш век картина мира изменилась 4 раза. Будущее поколение поменяет её 40 раз. Вместе с картиной мира должны меняться и люди. А это постоянное развитие. Остановился – опоздап!
Это по поводу самообразования.
А по поводу образования, и дошкольного в том числе, выступающим был поставлен вопрос: имеет ли смысл в наше время передавать знания, как мы делали это раньше? Ведь открытия, сделанные за последние 20 лет, превышают открытия, сделанные за предшествующие 8 000 лет.
Это значит – объять необъятное. Мы уже не можем дать в детстве запас знаний на всю жизнь.
Что мы можем сделать для будущего уже сейчас?
- Сегодня мы должны учить ребёнка ориентироваться в информации. Это первое.
- Организовывать бучение в мультсреде, т.е. погружения-путешествия по разным средам.
- Обучать выбору. Предлагается очень много и нужно уметь выбрать и объяснить, почему.
- Иностранные языки – это равноценно гигиене. Просто без этого сегодня нельзя. Раньше человек рождался в стране, а сейчас он рождается в мире.
- Работа с абсурдом. Всё новое – абсурдно. Учить принимать абсурд и находить в нём рациональное звено.
- Действие из интереса. Учить умению заинтересоваться, чтобы действовать.
- Учить любить ошибки. Мы считаем, что ошибаться нельзя. Наши дети должны хотеть ошибаться, относиться к ошибке, как способу накопления знаний. Грабли – это хорошо! Хороший помощник – компьютерные игры. Но возможно создание проблемных ситуаций и вне его.
11 кадр
Вопрос создания современной и безопасной цифровой образовательной среды, обеспечивающей высокое качество и доступность образования всех видов и уровней затронула Ирина Комарова. Трудно не согласиться, что будущее ДОУ, как и образовательных организаций всех уровней – за цифровизацией:
— анимация;
— интернет-ресурсы;
— административная деятельность;
— онлайн-курсы;
— подготовка кадров.
Но встаёт вопрос – а в какой степени можно задействовать мультимедийные системы в ДОУ?
Это вопрос выбора между «вредно для здоровья» и «полезно для развития». И в каждом учреждении, несмотря на СанПин, даётся он на откуп родителям и администрации ДОУ.
12 кадр
А что касается ФГОС, то хочу сказать, что Мартовские указы к жизни вызвал именно он. Оказалось, что менять местами мебель в группах, поменять название занятий, и проводить ежедневно эксперименты – это тупиковое направление. В пределах большой страны нужны большие перемены – иначе не сдвинешь.
Выступление Николая Евгеньевича Вераксы – тому доказательство. Он на своей волне. Мысли умные, но всё те же – из моего педагогического училища в 80-х. И повернуть этот ТИТАНИК уже невозможно.
Нельзя делать то же самое и надеяться на другой результат.
Нужна свежая кровь, новые мысли.
13 кадр
Об этом говорила в своём выступлении Ольга Шиян.
14 кадр
Большие сдвиги произошли в сознании взрослых. Мы обнаружили ценность личность, стали позиционировать детство как ресурс для взрослой жизни.
15 кадр
Дети стали нам интересны как исследователи и творцы.
16 кадр
И в нашей с вами власти создать условия:
— для свободного выбора детской деятельности;
— для принятия самостоятельных решений.
Ребёнок должен стать активным в выборе содержания своего образования, объектом своего образования.
ФГОС ещё до конца не прочитан!
17 кадр
Но есть сады, где будущее уже наступило. Среди них
18, 19, 20 кадр
21 кадр
Но качество системы образования определяется не лучшими образцами, а тем, насколько лучшее доступно большинству детей
22 кадр
Были освещены результаты мониторинга ДОУ РОСОБРНАДЗОРОМ
Принимали участие:
1 этап (2016 год) – 243 сада из 40 регионов;
2 этап (2017 год) – 1301 сад из 74 регионов
23 кадр
Мониторинг показал:
— преобладает фронтальная работа;
— среда не является ни доступной, ни насыщенной, ни трансформируемой;
— мало движения, игры, экспериментирования.
24 кадр
Данные исследования 2017 года:
25 кадр
Вывод: один взрослый с большой группой детей в ненасыщенной среде без владения современными технологиями работы – гарантия низкого качества образования.
Нужны системные управленческие шаги!
26 кадр
Что делать?
— от управления функционированием к управлению развитием;
— освоение новых технологий;
— подготовка педагогов на базе лучших практик.
27 кадр
Управление развитием – ключевая компетентность управленца.
Педагоги не смогут создать для детей условия, которых у них нет.
28 кадр
Форумы, конференции, это общение с великими и увлечёнными… это не ответы на все вопросы – это всегда ПОСЫЛ. К тому, чтобы задуматься, сделать какой-то выбор, убедиться в своей правоте, наконец. Даже если я с чем-то и была не согласна, то это сподвигло меня к развитию, стремлению найти путь. Такая наша с вами участь – ИСКАТЬ ПУТИ И ВЕСТИ ЗА СОБОЙ. Это наш выбор!
29, 30 кадр
Как сказала Владислава Друтько:
— общайтесь вживую, обсуждайте проблемы;
— слушайте людей;
позвольте человеку рядом с вами быть другим;
— учитесь у окружающих;
— изучайте себя;
Вы – пример для сотрудников и для ваших детей!
31 кадр
Поздравляю вас с 10-летием детства! Спасибо за внимание!