Образовательные стандарты

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО) (утверждён приказом Министерства образования и науки РФ от 17.10.2013 № 1155 (с изменениями на 21.01.2019)

Комментарии к ФГОС ДО

 

Федеральные государственные стандарты устанавливаются в Российской Федерации в соответствии с требованием статьи 12 «Закона об образовании» и представляют собой «совокупность обязательных требований к дошкольному образованию».

 

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (далее – ФГОС ДО) представляет собой совокупность обязательных требований к дошкольному образованию (к структуре программы и ее объему, условиям реализации и результатам освоения).

 

В соответствии с новым законом «Об образовании в Российской Федерации» дошкольное образование впервые стало самостоятельным уровнем общего образования.

 

Ключевая установка стандарта — поддержка разнообразия детства через создание условий социальной ситуации содействия взрослых и детей ради развития способностей каждого ребенка.

 

Стандарт учитывает:

  • Индивидуальные потребности ребенка, связанные с его жизненной ситуацией и состоянием здоровья, определяющие особые условия получения им образования (особые образовательные потребности), индивидуальные потребности отдельных категорий детей, в том числе с ограниченными возможностями здоровья;
  • возможности освоения ребёнком программы на разных этапах её реализации.

 

Основные принципы ФГОС ДО:

  • поддержка разнообразия детства;
  • сохранение уникальности и самоценности дошкольного детства;
  • полноценное проживание ребёнком всех этапов дошкольного детства, обогащение детского развития;
  • создания благоприятной социальной ситуации развития каждого ребёнка в соответствии с его возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями.

 

Положения ФГОС ДО распространяются на организации, осуществляющие образовательную деятельность, индивидуальных предпринимателей, реализующих образовательную программу дошкольного образования, а также могут использоваться родителями (законными представителями) при получении детьми дошкольного образования в форме семейного образования.

 

ФГОС ДО является основой для разработки программы, вариативных примерных образовательных программ, нормативов финансового обеспечения реализации программы и нормативных затрат на оказание государственной (муниципальной) услуги в сфере дошкольного образования.

 

ФГОС ДО используется для оценки соответствия образовательной деятельности организации определённым требованиям.

 

ФГОС ДО не допускает переноса учебно-дисциплинарной модели образования на жизнь ребёнка дошкольного возраста, не предусматривает ни промежуточной, ни итоговой аттестации обучающихся.