Формы организации обучения

Образовательная деятельность по основной образовательной программе дошкольного образования проводится  в течение всего времени пребывания детей в ДОУ.

 

 

Форма организации обучения — это способ организации обучения, который осуществляется в определенном порядке и режиме.

 

Формы различаются:

  • по количественному составу участников,
  • характеру взаимодействия между ними,
  • способам деятельности,
  • месту проведения.

 

В ДОУ используются фронтальные, групповые, индивидуальные формы образовательной деятельности.

 

Фронтальная    форма организации обучения. Работа со всей группой, четкое расписание, единое содержание.   

 

Групповая форма организации обучения (индивидуально-коллективная). Группа делится на подгруппы.  Основания для комплектации: личная симпатия, общность интересов, но не по уровням развития. 

 

Индивидуальная форма организации обучения позволяет индивидуализировать обучение (содержание, методы, средства)

 

Основной формой организации обучения в дошкольном образовательном учреждении является непосредственно образовательная деятельность (НОД). 

 

В режиме дня каждой группы определяется время проведения НОД, в соответствии с «Санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» (Раздел XI. Требования к приему детей в дошкольные образовательные организации, режиму дня и организации воспитательно-образовательного процесса)

 

 

НОД организуются по всем направлениям воспитательно-образовательной работы с детьми:

  • по ознакомлению с окружающим,
  • по развитию речи,
  • по музыкальному воспитанию,
  • изобразительной деятельности,
  • конструированию,
  • формированию элементарных математических представлений,
  • по физической культуре.

 

В ДОУ проводятся следующие занятия (классификация С.А. Козловой)

 

В соответствии с дидактической задачей

  1. Занятия усвоения новых знаний, умений.
  2. Занятия закрепления ранее приобретенных знаний и умений.
  3. Занятия творческого применения знаний и умений.
  4. Занятия, на которых одновременно решается несколько задач.

 

В соответствии с содержанием знаний (раздел обучения)       

  1. Классические занятия по разделам обучения.
  2. Интегрированные (направленные на раскрытие целостной сущности определенной темы средствами разных видов деятельности, которые объединяются в широком информационном поле занятия через взаимное проникновение и обогащение [Н. Гавриш / 1, с. 22]).
  3. Комплексные (направленные на разностороннее раскрытие сущности определенной темы средствами разных видов деятельности, которые последовательно меняют друг друга [Н. Гавриш / 1, с. 22]).

 

НОД в ДОУ проводятся с учётом гигиенических, дидактических, организационных требований 

 

Гигиенические требования:

  • непосредственно образовательная деятельность проводится в чистом проветренном, хорошо освещенном помещении;
  • ­воспитатель, постоянно следит за правильностью позы ребенка;
  • ­не допускает переутомления детей на занятиях;
  •  предусматривает чередование НОД различной степени подвижности;
  • предусматривает чередование различных видов деятельности на протяжении одного занятия.

 

Дидактические требования

  • ­точное определение образовательных задач НОД, ее места в общей системе образовательной деятельности;
  • ­творческое использование при проведении НОД всех дидактических принципов в единстве;
  • ­определение оптимального содержания НОД в соответствии с Программой и уровнем подготовки детей;
  • ­выбор наиболее рациональных методов и приемов обучения в зависимости от дидактической цели НОД;
  • ­обеспечение познавательной активности детей и развивающего характера НОД, рациональное соотношение словесных, наглядных и практических методов с целью занятия;
  • использование в целях обучения дидактических игр (настольно-печатные, игры с предметами, сюжетно-дидактические, игры-инсценировки), словесных и игровых приемов, дидактического материала;
  • ­систематический контроль за качеством усвоения знаний, умений и навыков.

 

Организационные требования

  • иметь в наличие продуманный план проведения НОД;
  • четко определить цель и дидактические задачи НОД;
  • грамотно подбирать и рационально использовать различные средства обучения, в том число ТСО, ИКТ;
  • поддерживать необходимую дисциплину и организованность детей при проведении НОД.
  • не смешивать процесс обучения с игрой, т.к. в игре ребенок в большей мере овладевает способами общения, осваивает человеческие отношения.
  • НОД в ДОУ не должна проводиться по школьным технологиям;
  • НОД следует проводить в определенной системе, связывать их с повседневной жизнью детей (знания, полученные на занятиях, используются в свободной деятельности);
  •  использовать в образовательном процессе интегрированные и комплексные занятия, что позволит сделать процесс обучения осмысленным и интересным для детей.

 

 

В повседневной жизни обучение осуществляется с использованием разных видов деятельности и форм организации детей. Среди них:

  • прогулка, включающая в себя: наблюдения за природой, окружающей жизнью, подвижные игры, труд в природе и на участке, самостоятельную игровую деятельность,
  • экскурсии;
  • игры: сюжетно-ролевые; дидактические игры; игры-драматизации, подвижные игры,
  • дежурство детей по столовой, на занятиях;
  • труд: коллективный, хозяйственно-бытовой, труд в уголке природы, художественный труд;
  • развлечения, праздники;
  • экспериментирование;
  • проектная деятельность;
  • чтение художественной литературы;
  • беседы;
  • показ кукольного театра;
  • вечера досугов.

 

 

В ДОУ выделено специальное время в процессе проведения режимных моментов, для организации индивидуальной работы с детьми. Содержанием обучения в этом случае являются следующие виды деятельности:

  • предметно-игровая,
  • трудовая,
  • физкультурно-спортивная,
  • продуктивная,
  • общение,
  • сюжетно-ролевые и другие игры, которые могут быть источником и средством обучения.